Фильм поставлен на киностудии Казахфильм режиссером Ефимом Ефимовичем Ароном.
Почему Арон там оказался в те годы, не узнала пока. После эвакуации его назначили ответственным за казахское кино?
Знаю, что художника картины Павла Зальцмана из эвакуации уже не выпустили обратно в Ленинград ( немецкое происхождение подкачало), для него это получилось чем-то вроде ссылки. Какими пряниками заманили в фильм Алейникова, тоже загадка. Возможно, вольной душе Петра Мартыновича требовался глоток свежего горного воздуха.
Главный герой фильма Жакан (Шакен Айманов - главная казахская звезда того времени, а теперь Казахфильм носит имя Айманова) - оголтелый увлеченный ученый, мечтающий вывести новую породу овец, чтобы было и шерсти много, и мяса вдоволь.
У него есть помощница, прекрасная Сауле. Она сохнет по ученому, а тот не замечает. А чуть что, так начинает стихами зубы заговаривать.
По Сауле сохнет инструктор лыжной базы, по совместительству охотник, носит ей связки куропаток.
В общем, классический любовный треугольник: он любит ее, она любит интеллигента, а тот только своих овец.
Всерьез ли влюблен охотник, я так и не поняла, т.к. все признания от него следуют самым ехиднейшим тоном Вани Курского.
Но однажды охотник совершает большую ошибку: убивает ягненка, сбежавшего от своих родителей ученых. Прошляпили и лишились экспериментального чада ( единственного экземпляра, который родился у единственной овцы от оплодотворения горным архаром, добытого тяжелыми усилиями оголтелого ученого) - ну не греческая ли трагедия?!
Но ничего, с новыми силами при поддержке партии и правительства ученый осеменяет архаром уже целую отару овец.
За это время у Сауле появляется настоящий человеческий ребенок. (От кого, остается только догадываться, но т.к. живет она уже не в отдельной юрте, то надо понимать, что они с Жаканом создали молодую ячейку общества).
У ученого есть родственники-пастухи, которые ему помогают с овцами: племянник, познающий мир, которому дядя рассказывает о прекрасной стране Казахстан.
Он мысленно сажает мальчика на коня и везет по всей стране. Тут в фильме появляется комбинация-анимация, очень мило для 1948го года.
И есть еще старик-пастух, который стадо экспериментальных овец уводит в горы, в это время начинается буран, Жакан и Сауле, забыв о человеческом ребенке, идут спасать овец, Жакана заваливает, у Сауле опять греческая трагедия, но тут появляется спасательный отряд лыжников во главе с незадачливым охотником. Жакана откапывают, а овцы и не думали терпеть бедствие, они вообще ничего не заметили, будучи в горах еще выше.
В общем, жизнь продолжается, овцы выводятся, лысенковщина процветает.
Живое кино, не забронзовевшее, ну разве что надоедают сцены в городе, где Жакана пытаются осадить всякие противодействующие элементы.
Прекрасен Казахстан, прекрасны горы.
Прекрасен момент осени в горах, когда стоит туман, я такое видела только в Конке во Франции.
А Жакан говорит Сауле:
- Вы не замерзли в своей юрте? Ночью было ниже нуля. Помните у Пушкина? "И редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы..."
Или весна, яблони цветут, лес зеленеет. По весеннему лесу бегают ученые и декламируют: "И жизнь хороша, и жить хорошо..."
Закладки