|
|
Удивительное рядом и оно разрешено. Копилка многодетной мамы
| |
|
|
|
-
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МИРУ ДЕТСКИХ ИГР: режиссерская игра детей 3-4 года
⚜Игры детей 3-х лет
Какие игры у детей 3-х лет вы знаете? Как маме играть с ребенком этого возраста, во что и сколько? У многих с этим нет сложностей, а кто-то затрудняется с ответом. Некоторые мамы считают, что воспитание ребенка в дошкольном возрасте – это скорее к специалистам, и сами крайне неохотно откликаются на просьбы малыша поиграть. Но нет ничего лучше для ребенка, чем когда рядом с ним живет взрослый, который с радостью разделит самую важную и нужную для развития ребенка деятельность — режиссерскую игру!
В какие игры играют дети в возрасте 2,5- 3 лет?
⚜Игры детей до 3 лет
До трехлетнего возраста малыш познает окружающую действительность, предметы и их функции. Все пробует на вкус и цвет, щупает, рассматривает. Это моя кроватка, здесь я отдыхаю, слушаю колыбельные песенки и сладко сплю. Вот это пол, он твердый, по нему ходят. А на гладком стульчике я сижу. Игры как таковой еще нет. Есть активное исследование предметов этого мира и игровые действия с игрушками: катаем машинку, кормим, купаем, кладем в кроватку куклу, строим из кубиков, варим суп, как мама или забиваем гвоздь, как папа.
Задача взрослых на этом этапе, «вкусно» рассказывать о тех предметах, которые окружают ребенка в детской комнате, на кухне и в других местах, т. е. начиная с ближнего окружения предметов. Постепенно ребенок от взрослого узнает о назначении каждого предмета и активно и свободно начинает ими манипулировать, используя их по назначению и не по назначению, придумывает и открывает для себя новые способы употребления привычных для нас вещей.
Роль же взрослого заключается в вербализации и придании общего смысла всем этим разрозненным предметам, их оживлении.
Например, это были просто кастрюля и половник, или какая-то тарелка, и вдруг может прийти игрушечный Зайка, который захочет пообедать. И тогда появляется возможность объединить все эти отдельные предметы в один сюжет: сварить кашу и накормить этого зайчика. А еще лучше, если мы берем какой-то предмет, например, ложку, и говорим: «Ой, посмотри, это какой-то Великан к нам сюда забрел. Ну-ка, Великан, где же ты живешь?». Таким образом мы начинаем использовать так называемые предметы-заместители, видим другие образы в привычных для нас вещах.
✅Существует миф, что ребенок сам учится играть. Это не так. Малышу нужно обязательно увидеть либо как играют старшие дети, либо, если их нет, то взрослый может показать ему.
Мы можем говорить о том, что ребенок очень сензитивен к игре, она ему необходима. Однако, если ребенок не видит, как играют другие, или взрослые не играют с ним, не поддерживают его, то игра у него не развивается, а остается примерно на одном и том же уровне.
Режиссерская игра
⚜Период от 2,5 до 4,5 лет
С 2,5-3 лет ребенок с удовольствием начинает разыгрывать небольшие сюжеты с мелкими игрушками. Учится придумывать сюжет, озвучивать героев и наблюдать за этим. Он становится режиссером своего маленького спектакля. Это и есть начало игры у ребенка. И связано оно с тем, что после 2,5 лет активно начинает работать воображение. Ваш малыш становится маленьким волшебником, способным оживить своим взглядом любое пространство вокруг.
Играя день за днем, ребенок 3-х лет все больше и больше открывает для себя мир игры, в котором существуют свои правила и законы. На этом этапе очень хорошо подключиться взрослому. Ничего сложного нет. Берем несколько игрушек: мишку, зайца, ведерко. Из конструктора строим жилище для зверюшек. Сочиняем простой детский сюжет: лисенок к волчонку пришел, пригласил на день рождения, испекли пирог, пригласили ежика, попили вместе чай с пирогом. Можем вспомнить сказку или сочинить свою историю. Немного воображения и все получится.
Не беда, что сразу ребенок мало участвует в игре, больше смотрит. Он познает, созревает, ему становится интересно. Вскоре малыш уже сам берет игрушку и озвучивает ее. Затем он уже развивает сюжет и может сам немного поиграть. Чем больше вы играете вместе, тем лучше у ребенка станет получаться. Вскоре он легко сможет сам придумать сюжет, выстроить все игрушки в игровое пространство и с удовольствием играть. Первая задача выполнена. Мы научили ребенка играть самостоятельно.
Со временем, этот процесс так увлекает малыша, что он уже не желает принимать в игру не только взрослых, но и ровесников. Самостоятельно создает сюжет и проживает все роли. И ему не нравится, когда за его действом наблюдают со стороны. Теперь он — главный режиссер. А режиссерская игра индивидуальна, ребенок здесь часто не нуждается в партнерах-ровесниках, ему нужно самому почувствовать себя творцом.
Малыш принимает в игру взрослого, либо старшего, если тот хорошо умеет играть и является образцом: может показывать интересные идеи, например, озвучивать игрушки, вносить в сюжет разнообразие. Если же в игру вступают дети-ровесники, то желательно, чтобы взрослый на первых этапах взаимодействия помогал каждому участнику выстроить свое игровое пространство, развить сюжет или соединил все в общий. Без взрослого дети 3 – 4 лет с такой задачей самостоятельно еще не очень хорошо справляются.
❗Из наблюдений за играющими детьми:
Игры деток примерно до 4,5 лет в основном индивидуальны. Для них важно быть «творцом в игре»: развивать свой сюжет и реализовывать свой замысел. Здесь у ребенка зарождается инициативность и собственный смысл.
Прихожу играть с тремя детками 4-х лет. Один хочет развить сюжет про кашу и домик, другой про злую королеву, а третий про лошадок и море. И никак им пока не договориться! Что я делаю? Играю на троих.
Предоставляю пространство для реализации трех сюжетов параллельно, и в какой-то момент все встречаются в одном сюжете и уже могут договариваться и подстраиваться друг под друга.
Самое интересное происходит после нашей часовой игры вместе. Свободная игра детей… уже без меня. А мы в это время с другой мамой пьем чай и любуемся нашими играющими детьми!))
✅Несколько важных ключиков к игре детей 3-х лет
Нужно не настаивать на игре, не принуждать озвучивать персонажей. Ребенок сам охотно и с легкостью начнет это делать, когда будет готов. Достаточно лишь показать пример.
Важно именно озвучивать персонажей, меняя голоса, а не вести рассказ от третьего лица, просто двигая игрушки. Также полезно вводить в игру с детьми заменители недостающих персонажей или предметов. К примеру: «этот кубик будет волком, а вот эта палочка — деревом». Использование таких предметов-заместителей очень хорошо развивает детское воображение, и мышление.
Это не камушки, это волк и семеро козлят!
✅Игра с камушками (предметы-заместители)
Режиссерская игра 3-х лет очень важна для развития и подготовки ребенка к школе. Она подготавливает их к следующему этапу – образной, сюжетно-ролевой игре по правилам.
Как показывает опыт, именно режиссерская игра у детей часто развита слабо. А ведь именно эта игра является фундаментом игровой деятельности ребенка. Именно игра детей 3-х лет влияет на то, будет ли ребенок играть самостоятельно и с другими детьми. Поэтому очень важно вовремя уделять режиссерской игре детей особое внимание.
«Не доиграв» в режиссерскую игру, ребенок столкнется с трудностями в проявлении творческих навыков, в написании сочинений, в планировании, как долгосрочном, так и краткосрочном. В такую игру дети с удовольствием играют примерно до 5 лет. Сюжеты их игр развиваются, становятся сложными и разнообразными.
автор Н.Лейкина
рекомендую полезный тренинг по игре с детьми от 1,5 лет до 4 лет http://risuemigraem.justclick.ru/aff/sl/igra_doma_3/g..
-
ИГРАЕМ В ЖИЗНЬ
15 сюжетно-ролевых игр
– Я не умею играть с детьми, – призналась мне однажды мама двух девочек-погодок, – а играть вдвоем у дочек еще не очень хорошо получается. Лото, пазлы, занятия по развивающим пособиям – это легко. Но дети просят играть в зайчиков, воображать, что мы пираты или принцессы. А я никак не могу придумать что-то интересное, получается скучно.
– А если ничего не придумывать, – предложила я, – а поиграть в знакомые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем, сдаем вещи в ремонт.
И мы буквально за несколько минут сочинили 15 простых сценариев сюжетно-ролевых игр, в которые можно играть всей семьей и никакого «велосипеда» при этом не изобретать. Героями игр могут быть члены семьи, а могут – игрушки, за которых говорят взрослые и дети. Игровым реквизитом может выступать любая вещь, имеющаяся в доме. Для развития воображения даже лучше, если предметы-заместители исполнят роль подлинных вещей (палочка станет термометром, маленькие листочки – деньгами, а обувная коробка – кассой).
1. Детский сад
Что нужно: фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.
Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.
Почему это здорово: игра способствует адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме.
2. Гости
Что нужно: набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушки-гости.
Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.
Почему это здорово: дети учатся гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям.
3. Магазин
Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники.
Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек.
Почему это здорово: дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки.
4. Школа
Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности.
Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры.
Почему это здорово: многие дети хотят поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Эта игра позволит им почувствовать себя немножко старше и даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умение слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как работать в коллективе и заводить дружбу.
5. Врач
Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря.
Что делать: открывается лесная больница, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору. Врач выслушивает жалобы, задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт.
Почему это здорово: дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний – тем меньше страха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует.
6. Мастерская
Что нужно: игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов.
Что делать: чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис.
Почему это здорово: ребенок учится исправлять ошибки, налаживать сломанные вещи, овладевает навыками обращения с инструментами.
7. Цирк
Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.
Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное.
Почему это здорово: с помощью игры можно подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду искусства и к работе цирковых артистов.
8. Дочки-матери
Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода.
Что делать: «мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулку своего «малыша». Родитель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пора спать, давай начнем его укладывать. Также в силах родителей вносить разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло, давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку.
Почему это здорово: ребенок учится заботиться о ком-то, перенимает родительские привычки, получает знания об элементарных навыках ухода за малышами.
9. Автобус
Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры.
Что делать: из стульев строится ряд сидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса.
Почему это здорово: ребенок получает понятие о езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия.
10. Парикмахерская
Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики.
Что делать: парикмахер накрывает спину клиента полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы феном, делает прически с помощью заколок и бантиков.
Почему это здорово: дети узнают о профессии парикмахера, учатся вежливо благодарить за услугу, которую им оказали и, конечно, учатся наводить красоту.
11. Стройка
Что нужно: строительная техника различного назначения, фигурки строителей, кубики.
Что делать: строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном, строители по кирпичику возводят новый дом.
Почему это здорово: ребенок получает знания о процессе строительства, узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый результат.
12. Аэропорт
Что нужно: игрушечные самолеты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.
Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолета. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры получают багаж в здании аэропорта.
Почему это здорово: дети знакомятся с ходом воздушного путешествия, что особенно актуально перед предстоящим полетом. Во время игры можно проиграть возможные ситуации и способы их решения: закладывает уши – нужно попить воду или пососать леденец, хочется в туалет – нужно пройти в конец салона.
13. Дракон и принцесса
Что нужно: щит и меч, место замка принцессы, место пещеры дракона.
Что делать: дракон нападает на принцессу и уносит ее к себе в пещеру. Рыцарь спасает принцессу, но сначала он должен узнать, чего боится дракон: меча, огня, воды, щекотки…
.
Почему это здорово: это активная игра, играть в нее можно и нужно на улице, дети бегают, двигаются, шумят и выдумывают разные способы, как справиться с драконом.
14. Почта
Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.
Что делать: работники почты сортируют корреспонденцию по номерам квартир. Почтальон кладет газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.
Почему это здорово: дети узнают о профессии почтальона, учатся сортировать предметы.
-
15. Сказка
Что нужно: фигурки персонажей, сделанные из любого материала.
Что делать: проиграть от начала до конца сюжет полюбившейся ребенку сказки.
Почему это здорово: в сказки можно начинать играть с самыми маленькими, годовалыми малышами, в это время они уже узнают многих зверей, а ваши меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как говорит тот или иной зверь. Плюс сценарий у вас всегда под рукой, а точнее – в книге.
На 15-ти описанных играх мы не остановились. Идеи так и сыпались: спасатели, сыщики, рыбаки, игра в библиотеку, в кафе, в домашнюю уборку... И главное даже не то, что сюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно. Самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всей семьей.
-
Мега-элита
Ваши права в разделе
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума
|
|
|
Закладки