Страница 1 из 4 1234 Последняя »

Тема: Русская история привыкла двигаться, отталкиваясь от дна.

  1. #1
    Небожитель Аватар для ТИША
    Регистрация
    16.05.2006
    Адрес
    Город над вольной Невой
    Сообщений
    16 511

    Русская история привыкла двигаться, отталкиваясь от дна.

    Прелюбопытная статья попалась

    Владимир Пастухов

    Синдром отключенного сознания




    Сколько раз приходилось мне наблюдать, как мои давно или сравнительно недавно эмигрировавшие друзья с едва скрытой надеждой расспрашивают прибывших с "большой земли" соотечественников - ну, как там? И очень часто ответ не соответствует их ожиданиям - там хорошо…
    Там хорошо, несмотря на произвол чиновников и бесчинства силовиков. Там хорошо, несмотря на эпическое воровство и неприкрытую коррупцию. Там хорошо, несмотря на немыслимый для цивилизованного общества разрыв между богатыми и бедными. Там хорошо, несмотря на всепоглощающую ложь, которая то ли с телевидения начинается, то ли телевидением заканчивается. И те, кто говорит, что там хорошо, ни капли не лгут. Потому что они живут другим миром.


    Культивация полного неведения


    Конечно, события последних нескольких месяцев вносят некоторые коррективы в общую благостную картину. Но их не стоит переоценивать, Москва по-прежнему не так плохо выглядит, как этого некоторым бы хотелось. Улицы ухожены, газоны пострижены, полки магазинов ломятся, несмотря на санкции. Новинки электронного ширпотреба в Москве купить не сложнее, чем в Лондоне или Нью-Йорке. До "голых" советских прилавков еще очень далеко - а что еще нужно "простому человеку"? Стала ощущаться некоторая нехватка средств. Но Москва - город купеческий, пока с этим в целом справляется. В остальной России похуже, но ее никто не слышит и не видит.
    Люди добровольно отказываются думать, поступая так не за страх, а на совесть. Этот феномен хорошо изучен на примере недавнего советского прошлого.
    Те, кто находятся ближе к источникам информации, безусловно, что-то чувствуют. Но и то речь идет не столько о материальных трудностях, сколько о депрессии, связанной со все нарастающей неопределенностью. Все чаще слышится - "деньги ушли из системы" (не из "Системы" Евтушенкова, а вообще). Но таких "рефлексирующих" все же меньшинство. Подавляющее большинство пока находится в полном неведении. Точнее, культивирует в себе это полное неведение как необходимое условие выживания в современной России.
    Это большинство сегодня занято исключительно тем, что тщательно оберегает зону своего психологического комфорта от всякой негативной информации и уж тем более от всякой крамольной мысли (а иногда и от мысли вообще). И никакого давления ни на кого оказывать не приходится. Люди добровольно отказываются думать, поступая так не за страх, а за совесть. Этот феномен хорошо изучен на примере недавнего советского прошлого. Любому из тех, кто пожил в СССР и кому сейчас перевалило за полвека, не надо объяснять, как это выглядит. Это даже не новое, это просто не успевшее забыться старое.

    Наука "рационализации зла"


    Несколько лет назад мне в руки попала статья, имени автора которой (это была женщина) я к своему стыду не запомнил. Многие годы автор исследовал "рационализацию террора" по дневникам советских писателей. Одной из ее презумпций была мысль о том, что нормальный человек не может выжить, если он ежедневно и даже ежечасно осознает, в каком кошмарном, несправедливом и порочном мире он живет. Это привело бы к массовым суицидам (чего, как мы знаем, не случилось). Мысль эта перекликается с наблюдением Ивана Ильина о том, что для счастья человеку необходимо осознание принадлежности к некой высшей общности, являющейся воплощением справедливости. Поэтому, чтобы выжить, люди "рационализируют зло", учатся сначала объяснять его, а потом и не замечать. Методы "рационализации" просты и незамысловаты, и, видимо, не меняются со времен инквизиции, а, может, и того раньше: это меня не касается, нет дыма без огня, в этом есть высший смысл, они сами во всем виноваты, нельзя провоцировать сильного и так далее. Посткоммунистическое поколение молниеносно освоило "науку рационализации", как будто и не было никаких "бурных 90-х".
    Наивно и романтично возлагать на государственную пропаганду всю ответственность за массовое "оглупление" и "растление" населения. Здесь зачастую причину путают со следствием.
    Все это прекрасно ложится на хорошо сдобренную культурную почву, полностью вписываясь в русло православной традиции бездумного и пассивного восприятия окружающей действительности. Мыслебоязнь - известная застарелая болезнь русского сознания, на которую обращали внимание еще знаменитые авторы "Вех". В этом и сильная, и слабая стороны русского характера одновременно. С одной стороны - "наша вера сильнее расчета", с другой - когда расчет на веру не оправдывается, во всем винят не себя, а Бога. Так или иначе, русскому человеку всегда легче не задуматься, чем задуматься, не заметить, чем заметить, притвориться, чем быть.
    Мой замечательный товарищ, шеф-редактор "Новой газеты" Сергей Соколов рассказал мне замечательную историю. Выйдя недавно покурить, он стал свидетелем любопытного разговора двух миловидных и очень прилично одетых молодых женщин, прогуливавшихся с колясками вокруг дома. "Слышала, опять норвежцы нашего ребенка отняли", - сказала одна. "Что ты от них хочешь, они же все гомосексуалисты", - ответила другая. Так работает теория психологической установки Мераба Мамардашвили. Из всего спектра доступной информации человек выбирает и запоминает только ту, которая соответствует его ожиданиям и предпочтениям. Это как в социологии - результат социологического опроса часто бывает предопределен заложенной в вопросы концепцией. Поэтому легко обмануть можно только того, кто сам обманываться рад. Большая часть населения России поражена сегодня синдромом отключенного сознания. В этом состоянии их мозг становится уязвимым для совершения любых манипуляций.



    Коррупция и чувство зависти



    При "отключенном сознании" в обществе неизбежно развивается культ лжи. Происходит размывание нравственной границы между ложью и правдой. В условиях полного этического релятивизма доминирующим становится взгляд на ложь как на "военную хитрость", как на абсолютно допустимый и даже почетный способ достижения поставленной цели. Конечно, рефлексирующему патентованному лжецу трудно назвать себя журналистом, не покривив душой. Но можно сказать себе, что ты пропагандист великой идеи, и жить дальше спокойно. А сколько есть нерефлексирующих лжецов…
    Похоже, сегодня Россия в очередной раз достигла пиковых значений конформизма и начинает свое циклическое движение в сторону "массового прозрения". Русская история привыкла двигаться, отталкиваясь от дна.
    Ложь становится одновременно и господствующим мировоззрением, и социальным методом. Наивно и романтично возлагать на государственную пропаганду всю ответственность за массовое "оглупление" и "растление" населения. Здесь зачастую причину путают со следствием. Сегодня на одном полюсе российской общественной жизни возникает неудержимая потребность во лжи, а на другом полюсе, естественно, растет ее массовое производство. Это тоже своего рода рынок, где спрос рождает предложение. Хотя, конечно, есть здесь и элементы недобросовестного маркетинга…
    К сожалению, любые "неонароднические" инициативы, ставящие своей целью "раскрытие глаз" на язвы и пороки русской жизни, в этих обстоятельствах обречены на провал. Веки обывателя плотно опущены, он не желает видеть ничего вокруг себя. Единственная тема, которая пробивает брешь в пустоте - это антикоррупционная пропаганда. Но и то не потому, что коррупция глубоко противна душе русского человека, а потому, что она рождает в нем чувство зависти. Людей не столько раздражает коррупция, сколько возбуждает ее результат. Никакого нравственного прироста эта пропаганда, к сожалению, не дает и ни к какому пробуждению сознательности не приводит.
    В целом, постоянное наличие значительной массы людей, пораженных синдромом отключенного сознания, накладывает отпечаток на ход русской социальной истории. Оно затрудняет возникновение нонконформистских движений, а, следовательно, и делает почти невозможной более или менее плавную эволюцию. Почти каждый раз ситуация доходит до точки, когда происходит вмешательство внешних сил (война, экономическая катастрофа и тому подобное), после которого матрица принудительно меняется и происходит "массовое прозрение", еще более отвратительное, по словам академика Дмитрия Лихачева, чем массовое заблуждение. Похоже, сегодня Россия в очередной раз достигла пиковых значений конформизма и начинает свое циклическое движение в сторону "массового прозрения". Русская история привыкла двигаться, отталкиваясь от дна.
    А в действительности все было совсем не так, как на самом деле! (Кто-то из великих...)
    "В нашем государстве палка никогда не бывает прямой, ее всегда перегибают в одну или другую сторону" (С) Andraskella

  2. ответ для ТИША , на сообщение « Русская история привыкла двигаться,... »
    #2

    Чушь какая-то. Русские дураки, получается. Аутичная,типа, нация. Вот до чего только люди не додумаются, чтобы сеять истерию и раздор.

  3. ответ для ТИША , на сообщение « Русская история привыкла двигаться,... »
    #3
    В перезагрузке Аватар для Melamori Blimm
    Регистрация
    12.11.2008
    Сообщений
    48 173

    Это не русская история
    А русских ставят в такие условия
    Когда до русских это дойдет может чего то и изменится
    Кстати до остальных стран тоже где правительства давно уже не на стороне нац интересов

  4. ответ для ТИША , на сообщение « Русская история привыкла двигаться,... »
    #4
    Наш человек Аватар для Marysabel
    Регистрация
    07.12.2007
    Сообщений
    6 793

    Автор топа себя-то, наверняка, к думающему меньшинству относит.

  5. ответ для ТИША , на сообщение « Русская история привыкла двигаться,... »
    #5

    Нравится то, что Пастухов пишет.
    В своё время впечатлила вот эта статья



    Третье пришествие большевизма
    Владимир Пастухов доктор политических наук, научный сотрудник St. Antony’s College Оксфордского университета




    Русское общество, долгие годы спавшее глубоким политическим сном, неожиданно пришло в движение. Причем, в отличие от событий двухлетней давности, речь идет не столько об активности городской интеллигенции ("креативного класса", "рассерженных горожан" и так далее), сколько о действительно широком "народном" движении, охватившем самые разные социальные слои. Уже поверхностного взгляда будет достаточно, чтобы разглядеть религиозную природу этого движения.

    Даже у людей, склонных в обычных обстоятельствах к рациональному поведению и рассуждению, в нынешних условиях способность критически осмысливать происходящее оказалась существенно снижена. "Крым наш" - это не столько политический лозунг, сколько символ веры. Религиозное, однако, не значит церковное, и, тем более, христианское. Скорее, наоборот, "евразийство", получившее статус официальной идеологии в России, генетически связано с русским большевизмом, глубоко враждебным христианству. Свою родословную "евразийцы" ведут не от русских святых, а от "бесов" Достоевского. Это третья и последняя стадия эволюции большевизма, на которой происходит его полное и окончательное разложение.
    Генезис русского большевизма


    Религиозная природа большевизма, его глубинная связь с православием и укорененность в русской культуре не были секретом еще в начале XX века - по сути, "Вехи" были написаны именно об этом. Перефразируя Ленина, можно сказать, что существуют "три источника, три составные части" большевизма: "западничество" и "славянофильство", как два основных направления русских интеллектуальных поисков середины XIX века, и православная религиозная традиция, ставшая той "чувственной подкладкой", которая помогла соединить вместе то, что, казалось бы, соединено быть не может никогда.

    В середине XIX века русская духовная жизнь оказалась в кризисе, во многом напоминающем сегодняшний интеллектуальный раздрай. С одной стороны, подошел к завершению петровский, "ученический" период развития Империи и резко выросло самосознание русских элит. Ментальная зависимость от Европы, которая в течение предыдущих полутора веков воспринималась как естественная и необходимая, вдруг стала тяготить Россию, уже тогда "встающую с колен". С другой стороны, именно в этот период, как назло, Европа, хоть и объятая пламенем революций (ох уж эта вечная любовь Запада к "управляемому хаосу") резко ускорила экономический рост, входя в завершающую фазу промышленной революции.

    В этих обстоятельствах верхушка русского общества разделилась на два глубоко враждебных друг другу лагеря: "западников", которые считали, что Россию следует немедленно переиначить на европейский лад, и "славянофилов", которые полагали, что России надо порвать с Европой и вернуться к "допетровским" ценностям. Надо особо подчеркнуть, что в этом не было ничего специфически русского.

    Английский историк Арнольд Тойнби писал по этому поводу, что в любом отсталом обществе, которому нужно противостоять более сильному в военном и экономическом отношении противнику, возникает два течения: "иродианство" - ратующее за копирование институтов более удачливых соседей, и "зелотизм" - призывающее к глухой изоляции ради сохранения традиционного уклада. По мнению Тойнби, ни то, ни другое течение не могут привести общество к успеху, потому что оба они лишены настоящего творческого начала.
    Британский историк Арнольд Тойнби

    Пока шел этот великий спор в элитах, Россия "отыгрывалась" на тогдашнем "больном человеке Европы" - Турции (аналоге сегодняшней Украины). Запад и тогда не радовал разнообразием своей политики, оказывая всяческую поддержку "больному человеку" с единственной целью - не допустить усиления влияния России в регионе. Если сравнивать теперешнюю ситуацию с тем, что случилось сто пятьдесят лет назад, после того, как Россия зашла слишком далеко в своих мечтах о новом справедливом европейском порядке, то можно прийти к выводу, что сейчас все не так уж и плохо - поражение в Крымской войне было сокрушительным. Но в то же время, оно имело отрезвляющий характер для элит и временно сделало спор "западников" и "славянофилов" не актуальным.

    Реформы, спровоцированные Крымской войной, породили народничество - то есть привели в движение огромные людские массы, которые быстро поглотили тот ничтожно маленький мыслящий класс, внутри которого шла рубка между "западниками" и "славянофилами". Народническое движение растворило в себе и тех, и других, создав идеологический оксюморон - охранителя-модернизатора на православной чувственной подкладке. Следующей исторической производной от народничества стал большевизм - сектантское политическое течение, странным образом сочетавшее в себе радикальное западничество с не менее радикальным изоляционизмом. Большевизм, с одной стороны, вырвал Россию из Европы, а с другой - провел самую мощную и самую массовую европеизацию России со времен Петра I.


    У большевизма оказался огромный модернизационный потенциал. Возможно в "большевизации" России кроется разгадка тайны потерянной "русской реформации". Большевик - это светский "православный реформатор", поэтому нет ничего удивительного в том, что столетие спустя большевизм был так легко конвертирован обратно в, казалось бы, совершенно враждебное ему православие. Тем, кого сегодня называют в России "православными чекистами", не потребовалось никакого усилия, тем более никакого покаяния, чтобы выйдя из Обкома, войти в Храм.
    Взлет и падение большевизма

    Исполнив свою модернизационную миссию, большевизм за несколько десятилетий целиком растратил свой пассионарный заряд и к 70-м годам XX века окончательно выродился в скучный и не вдохновляющий "коммунистический ритуал", повторив судьбу русского православия. Он не то, чтобы исчез, но ушел с поверхности общественной жизни, превратившись в "подземное озеро". После распада СССР эти подземные идеологические воды снова поднялись на поверхность. Случилось второе пришествие большевизма в русской истории.

    Однако если в 1917 году большевизм был восходящим политическим течением, то семьдесят лет спустя он вернулся уже как нисходящий поток. Поэтому, если в момент своего политического взлета большевизм интегрировал в себе практически все значимые моменты русского идейного наследия, то в конце XX века он стал разлагаться как раз на элементы, которые некогда составляли его фундамент. Старая дискуссия между "западниками" и "славянофилами" вспыхнула вновь, но уже как внутренняя дискуссия двух идейных осколков большевизма.


    Сегодняшний политический расклад в России во многом напоминает ситуацию 1991-1993 годов. Тогда тоже между новоявленными "западниками" и "патриотами" разразилась жестокая идеологическая война. Однако в то время главным общественным запросом в России был "консюмеризм" - безудержная жажда потребления по "западным стандартам", и поэтому у сторонников изоляционизма не было шансов. Это привело к тому, что вторичная большевизация России осуществилась под "западническими" знаменами.

    Второе пришествие большевизма для России оказалось не менее губительным, чем первое. Механическое и нетворческое заимствование чужих институтов не имело ничего общего с действительным либерализмом. Реформаторы восстанавливали частную собственность и капитализм с тем же остервенением, с которым их деды раньше ее уничтожали. Созданный их усилиями экономический и политический строй России не имел ничего общего ни с настоящим капитализмом, ни с настоящей демократией.

    У второго пришествия большевизма есть четкая дата "окончания". Его миссия была завершена 17 августа 1998 года, в день, когда правительство Сергея Кириенко объявило дефолт. Надежды населения на лучшую жизнь перестали ассоциироваться с рыночными и демократическими реформами. В своих мечтах о комфортной жизни русский человек "отвязался" от Европы, а само слово "либерализм" стало для него надолго ругательным.

    С кризисом такого масштаба послевоенное поколение в России еще не сталкивалось, поэтому неудивительно, что его следствием стал глубочайший политический шок, растянувшийся на целое десятилетие. Так называемый "путинский режим" есть прямое следствие кризиса 1998 года. Он породил ту массовую политическую и социальную апатию, временами переходящую в депрессию, без которой становление этого режима было бы невозможным.

    Появление "болотного движения" напрямую связано с кризисом - русский средний класс почувствовал, что авторитарный режим не всегда в состоянии его защитить, и поэтому озаботился качеством политической власти
    Пол Чести, научный сотрудник Оксфордского университета

    Клин клином вышибают. Ровно через десять лет, осенью 2008 года, другой кризис, на этот раз действительно пришедший с Запада, разбудил Россию ото сна. Пол Чести из Оксфордского университета справедливо заметил, что появление "болотного движения" напрямую связано с кризисом - русский средний класс почувствовал, что авторитарный режим не всегда в состоянии его защитить, и поэтому озаботился качеством политической власти. Но "болотный процесс", пик которого пришелся на конец 2011 и начало 2012 годов, оказался лишь увертюрой к исторической драме, которая по-настоящему развернулась двумя годами позднее, после очередного витка украинской революции.

    Как нельзя склеить разбитую вазу, так нельзя приложить обратно "либерализм" образца 90-х к русскому обществу. Лидеры "болотного движения" сумели раскачать лодку, но не удержались на капитанском мостике. В чужую лодку запрыгнули сидевшие в засаде с 1991 года партиоты-евразийцы. Их "новороссийский проект" знаменовал начало третьего пришествия большевизма в России. Евразийство - это, по всей видимости, последняя пугающая ипостась русского большевизма. После нее может быть либо что-то совершенно новое, либо пустота.
    Россия в поисках третьей силы

  6. ответ для ТИША , на сообщение « Русская история привыкла двигаться,... »
    #6

    Лидеры "болотного движения" сумели раскачать лодку, но не удержались на капитанском мостике. В чужую лодку запрыгнули сидевшие в засаде с 1991 года партиоты-евразийцы

    За двадцать лет, прошедших с момента распада СССР, ядро кометы русского большевизма окончательно развалилось, и от него откололись два безжизненных политических астероида - русское неозападничество и русское неославянофильство. Теперь все мы становимся свидетелями весьма любопытного и опасного процесса, когда оба осколка синхронно "уплотняются", грозя превратиться в новые "черные дыры" русской истории. И в так называемом "либеральном" лагере, и в так называемом "патриотическом" лагере произошла идеологическая кристаллизация, в результате которой доминирующим течением на обоих политических полюсах стал фундаментализм - то есть наиболее радикальное, негибкое, нетерпимое и догматическое крыло.

    Странным образом открытый Николаем Вавиловым биологический закон "гомологических рядов", в соответствии с которым у различных видов растений, принадлежащих к одному семейству, в ходе их дальнейшей эволюции наблюдается параллелизм развития, сработал и в политике. Два идейных течения, являющихся политическими антагонистами, но выросшие из одной "большевистской шинели", стали со временем стилистически неотличимы друг от друга.

    Судя по всему, на этом история большевизма в России завершается. Будучи порождением первой Крымской войны, он, скорее всего, на второй Крымской войне и закончится. Многим может показаться, что этот вывод не подтверждается эмпирически - достаточно взглянуть на то всеобщее воодушевление, если не сказать ликование, с которым русское общество встретило новый "патриотический" курс правительства. Этим людям следует напомнить, что двадцать лет тому назад то же самое русское общество с не меньшим энтузиазмом приветствовало русских "либеральных реформаторов". И не просто приветствовало, а шло ради этого на баррикады и ложилось под танки. Поэтому нет ничего более иллюзорного в политике, как народное воодушевление. Так что, как сказал царь Соломон: "Пройдет и это".


    Русское "патриотическое" движение выглядит сегодня как никогда убедительно и грозно: брутальные лидеры, бескомпромиссная риторика, показная жертвенность. Но в действительности весь этот новый "русский мир" с его главным проектом "Новороссия" является абсолютным политическим и идеологическим фейком. Картинные лидеры "евразийства" имеют ничуть не большую связь с русским народом, чем их заклятые оппоненты "либералы". Будучи по своему содержанию историческим ремейком большевизма, "евразийство" лишено собственного творческого начала и подлинной харизмы. Рискну предположить, что любовь без радости между русским обществом и "патриотами" закончится в скором будущем разлукой без печали.

    России еще только предстоит сделать свой главный исторический выбор. Но это не будет выбор между большевиками-западниками и большевиками-патриотами. Основная масса русского народа находится вне влияния этих отживающих свой век идеологий

    России еще только предстоит сделать свой главный исторический выбор. Но это не будет выбор между большевиками-западниками и большевиками-патриотами. Основная масса русского народа находится вне влияния этих отживающих свой век идеологий. Выиграть право стать застройщиком будущей России может только совершенно новая сила, которая должна прийти на смену большевизму. Такой силой могут быть либо настоящие либералы, либо настоящие фашисты. И те, и другие еще не появились на поверхности русской политики. Но на самом дне русского политического океана уже проснулись вулканы. И, когда в России закончится третье пришествие большевизма и схлынет фальшивая "евразийская" волна, вершины политических вулканов обнажатся, и начнется настоящее извержение.

  7. ответ для marytsvet17 , на сообщение « Лидеры "болотного движения" сумели... »
    #7

    когда либеральный мегамозг освоит на форуме функцию Spoiler?

  8. ответ для Marysabel , на сообщение « Автор топа себя-то, наверняка, к... »
    #8
    с Луны Аватар для ##NV##
    Регистрация
    17.03.2009
    Адрес
    м.Московская
    Сообщений
    34 647

    Цитата Сообщение от Marysabel Посмотреть сообщение
    Автор топа себя-то, наверняка, к думающему меньшинству относит.
    молодой либерал ,он так себя позиционирует, а кем в наше время работают молодые либералы?
    Я в принципе в курсе, что "вы просто завидуете" пишется от бессильной злобы при недостатке аргументов.

  9. ответ для ТИША , на сообщение « Русская история привыкла двигаться,... »
    #9
    В перезагрузке Аватар для ymnitsa
    Регистрация
    28.09.2008
    Адрес
    Северный стрит
    Сообщений
    45 404

    Ну а если мне действительно хорошо, я что, должна всем твердить , что плохо? Была в прошлом году в центральной Европе- ужаснулась. В Германии грязища, полным- полно нетолерантех лиц все считают копейки, лишний раз в тубзике воду не спустить в Бельгии вообще мрак.
    ВСЁ ИМХО, абсолютно всё!

    Пятьдесят один - баба снова мандарин (Малшык)

    Твёрдо встала на путь исправления!

  10. ответ для ТИША , на сообщение « Русская история привыкла двигаться,... »
    #10
    В перезагрузке Аватар для Melamori Blimm
    Регистрация
    12.11.2008
    Сообщений
    48 173

    Религиозная природа большевизма, его глубинная связь с православием и укорененность в русской культуре не были секретом еще в начале XX века

    ... бозе как все запущенно.. человек в вопросе просто ноль...

Страница 1 из 4 1234 Последняя »


Быстрый переход

Ваши права в разделе

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  

Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов.
© 2000— Littleone®
Контактная информация · Рекламодателям · Политика конфиденциальности

Работает на vBulletin® версия 4.2.1
Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. Все права защищены.
Перевод на русский язык - idelena